?

Log in

Feb. 10th, 2015

Знать о каких-то вещах и соприкасаться с ними (хотя бы краешком бока) - очень разные вещи. В частности это касается национальных вопросов различного характера.
У меня в музыкальной школе сейчас есть очень интересный ученик. Он турецкий курд. Когда он впервые попал в Барнаул, он не знал ни слова по-русски. Сейчас женат на русской девушке, у них трое детей. А для меня встреча с ним - событие весьма значимое, поскольку курдскую музыку и звучание курдского языка я люблю ещё с раннего студенчества. И вот мы с ним много общаемся на культурные и, в частности, на музыкальные темы, и он периодически включает мне записи разных курдских музыкантов. И, рассказывая мне о них, он практически неизменно добавляет что-нибудь вроде: "Его убили", "Он сейчас сидит в тюрьме", "Его выгнали из страны". И всё это очень страшно и очень печально.
Начало интервью читайте здесь

- Что вы думаете о так называемых авангардистах, считающих, что тональная музыка умерла или, по крайней мере, исчерпала себя?
- Я слышал немного атональной музыки, которая доставила мне удовольствие: она была очень интересной и полной сюрпризов. Но меня просто не хватит слушать такую музыку двадцать четыре часа в сутки: мне очень быстро захочется слушать простые прогрессии, приятные звуки, с которыми можно немного пофлиртовать.
- Поскольку повышенная одиннадцатая ступень входит в состав натурального обертонового звукоряда, многие теоретики склонны считать, что центром нашей тональной системы должен быть лидийский лад, а не общепринятый мажор. Что вы думаете об этом?
- Нельзя всё время делать одно и то же. Повышенная одиннадцатая ступень и так уже является прекрасной составляющей нашей тональной системы. Каждый интервал, каждая нота является полноправным членом музыкальной семьи. Недавно один парень спросил меня: «Вы уже перешли на квартовые гармонии?» «Ты о чём?» «Ну, знаете, пришло время кварт». А я говорю в ответ: «Пришло время? А я и не заметил. Похоже, я отстаю!» (смеётся)
- Иными словами, вы в качестве центра своей тональной системы сознательно выбрали мажор?
- Согласно моей концепции, мажор не является центром нашей тональной системы. Хроматическая гамма – вот откуда всё происходит. Все наши звукоряды – её порождения. Она содержит всё, и потому она важнее всего.
Read more...Collapse )
George_Van_Eps-2

Джордж ван Эпс (1913-1998) - выдающийся джазовый гитарист одного из первых поколений этой музыки, разработавший собственную технику игры на гитаре, записавший целый ряд прекрасных альбомов и выпустивший неохватный труд, посвящённый особенностям своего метода и гармоническим возможностям гитары. Здесь я выкладываю свой перевод интервью с Джорджем ван Эпсом, опубликованного в журнале "Guitar Player" в августе 1981 года. Для меня это интервью, помимо прочего, замечательно тем, что взял его Тед Грин - ещё один замечательный гитарист и педагог, достойный отдельного рассказа. Интервью очень длинное, но если вы заинтересованы, то настоятельно советую прочесть его.

Итак,

Тед Грин
ДЖОРДЖ ВАН ЭПС

Известно, что многие весьма уважаемые гитаристы владеют и другими инструментами – такими, как бузуки, балалайка и даже загадочное бас-укулеле. Но Джордж ван Эпс в этом смысле – поистине ночной кошмар. Представьте себе такую ситуацию: вы сидите в клубе и слушаете отличную музыку. К вам за столик подсаживается приятель и шепчет: «Слушай, классная группа. Кто они?» Вы молча киваете в сторону сцены, и ваш приятель застывает с разинутым ртом: на сцене всего один человек – но какой! Джордж ван Эпс, мастер семиструнной гитары, способный одновременно исполнять контрмелодии, аккорды и линию баса. И делает он это чрезвычайно изыскано и со вкусом. Джорджа невозможно отнести ни к одной категории музыкантов. Спросите его, на чём он играет, и он ответит вам: «На компактном пианино».
Более сорока лет назад Джордж ван Эпс значительно расширил рабочий диапазон своей гитары, добавив к ней седьмую струну, настроенную в нижнее A, т.е. на октаву ниже пятой струны. Благодаря этому радикальному нововведению ван Эпс прочно занял своё место в истории музыки: его наследие скрупулёзно изучают музыканты самого разного профиля – включая басистов, аранжировщиков и композиторов. Однако больше всего из его работ могу почерпнуть, конечно же, гитаристы. В современном изменчивом, фастфудовом мире, где кто-нибудь может на один вечер стать мегазвездой, после чего так же быстро вновь кануть в безвестность, оценка, которую Джордж получает даже от самых именитых музыкантов, продолжает неуклонно расти. Он был героем гитары ещё сорок лет назад.
Очень длинный текст интервьюCollapse )

Окончание интервью читайте здесь
Несколько месяцев назад в моей жизни появился новый перкуссионный инструмент, а именно пандейру. Десятидюймовый Pearl с кожаной мембраной - вот такой:

2677_pandeiro-pearl-bazilian-percusion-pbp510

О пандейру начал задумываться довольно давно, и вот по осени таки исполнил желаемое. Сейчес хотел бы описать первые впечатления и мысли о том, что же (на мой взгляд и невеликий опыт) это такое.
Могу сказать однозначно: из всех известных мне представителей ручной перкуссии пандейру - самый сложный в плане техники игры инструмент. Дальше многа неинтересных неманьякам букафCollapse )
Понятие "друг" - реально одно из самых иллюзорных. И что с этим делать - я пока не знаю. И узнаю ли вообще? Люди просто идут каждый своей дорогой, вооружённые сведённым к минимуму ощущением ответственности - и всё. Идут брать от жизни всё. А то, не дай бог, всё разберут - и не достанется.
А ещё, говорят, где-то люди ещё находят в себе смелость ВМЕСТЕ что-то клёвое делать.

Флейтизм

Пообщался вчера с преподавательницей флейты в нашей музыкальной школе на предмет коррекции моей постановки рук. Вердикт: "Руки оторвать и обратно приделать. Блин, как ты так левую руку выгибаешь! Я даже специально так сделать не могу" :)) Показала, как надо - реально, день и ночь. Но, кстати, очень удобно - даже с непривычки. Но сам бы я вряд ли до этого дошёл без посторонней подсказки. Заодно рассеяла мои сомнения на тему того, что для получения ноты Bb правой рукой я вместо си-бемольной лапки использую клапан F: "Не парься, я тоже так играю, да и много кто ещё". В общем, вечер прошёл не зря.
Мой товарищ тут сказал про детство так, как я, пожалуй, никогда бы не смог сказать - в том смысле, что лучше этой фразы и придумать нельзя: "В детстве что было, то и было". Всё.

Кабуси

Недавно слегка переделал кабуси, которую сделал почти два года назад. Что сделал: заменил накладку на более толстую и, соответственно, подставку на более высокую (и то, и другое из розового дерева); увеличил мензуру на полсантиметра; изменил геометрию грифа в районе высоких ладов, сделав его там немного более тонким и плоским. Струны так и оставил нейлоновыми - не хочу ставить металл (хотя и можно, конечно).

Так кабуси выглядит сейчасCollapse )

Единственное - гриф пока не залакирован, но это вопрос ближайшего месяца.
По своей сути мадагаскарская кабуси - это балалайка. Играют на ней в основном живой ритмический аккомпанемент (хотя, конечно, не обязательно именно так: например, Дама, лидер местной культовой группы "Mahaleo", офигенно играет на кабуси фингерпикингом).
Благодаря своим интересным "дискретным" ладам кабуси можно назвать неким струнным аналогом диатонической губной гармошки с рихтеровской настройкой. Тональности, доступные на кабуси, аналогичны первым четырём позициям рихтеровской гармошки: мажор 1 ступени (первая гармошечная позиция), мажор 5 ступени (вторая гармошечная позиция - cross-harp), минор 2 ступени (третья гармошечная позиция), минор 6 ступени (четвёртая гармошечная позиция). Открытые струны кабуси строятся в мажорный аккорд (1-1-3-5, первые две струны с разницей в октаву), я свою настраиваю в ля-мажор, соответственно, на ней легко доступны ля-мажор, ми-мажор, си-минор и фа-диез-минор. Однако интересно то, что диапазон кабуси слегка выходит за пределы стандартной диатоники, в результате чего обычную T-S-D на ней можно вкусно приукрасить.
Поскольку кабуси - инструмент мадагаскарский, то, разумеется, на ней играют мадагаскарскую музыку (ага :)). Но я пока не умею этого делать: мелодически она проста, но вот ритмически чрезвычайно заморочена, осваивать ещё предстоит. Так что для демонстрации звучания моей кабуси я сыграл просто что-то из воздуха, чтобы примерно охватить весь диапазон.

Зло нетворческое

Я поражаюсь некоторым людям. Пол-лета уламываешь человека на сотрудничество, а он в ответ сношает мозги, жуёт сопли и не даёт внятного ответа (какого угодно). В итоге сотрудничества не происходит. Но позже этот же человек предлагает нечто мне, я сразу даю отказ (в силу объективных жизненных обстоятельств) - а он обижается! Знаете как это называется? Инфантильность. И она вокруг, она повсюду.
Нет повода не произнести бессмертные слова Дока из фильма "Святые из трущоб": "Fuck! Ass!"

И снова про древесину

Материал для изготовления музыкальных инструментов - тема, пропитанная настолько нереальным количеством мифологии, что единого мнения по этому вопросу не будет, пожалуй, никогда. Но чем дальше, тем прочнее я укрепляюсь во мнении, что качество звука инструмента (неважно, флейта это или струнный инструмент) зависит, прежде всего, от мастера, а не от древесины, из которой он изготовлен. Мысль банальная, но, как показывает практика, очевидная не для всех. Гитарный мастер Роберт Бенедетто (знаменитый своими archtop-гитарами) делал прекрасные инструменты из сучковатой сосны, из тронутого гнилью клёна, из дуба - и все они звучали прекрасно (о чём свидетельствуют демонстрационные звуковые файлы на сайте мастера). Во вселенной губной гармошки имеет место холивар на тему того, звук каких гармошек лучше - с пластиковой гребёнкой или с аутентичной деревянной. "Тёплая Ламповая Деревянная Флейта" - вообще отдельная песня с припевом. Но я убеждён в том, что если провести слепой звуковой тест, то вряд ли найдётся человек, который отличит по звуку гитару с, например, еловой верхней декой от гитары с кедровой декой. А все найденные звуковые отличия будут определяться исключительно особенностями изготовления конкретных инструментов (геометрия, настройка дек) - но точно никак не деревом. И флейт, я думаю, это тоже касается.

Profile

kostyawh
Константин Боенко

Latest Month

January 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com